- словообразовательная парадигма
- Объединение производных слов, имеющих одну и ту же производящую базу и находящихся на одной и той же ступени деривации.Члены парадигмы объединены общим семантическим компонентом, но различаются:1) формантами2) словообразовательными значениями.Например: синий → (сине-ва, синь, синюха, синенький, синеватый, синеть, синить, синяк). От одного производящего слова образуется пучок дериватов, объединенных радиальными отношениями. В парадигму не входит производящее слово. Наряду с конкретными, выделяются типовые словообразовательные парадигмы.Например, русские дериваты, мотивированные зоонимами, образуют парадигмы, состоящие из следующих компонентов:1) наименование самки;2) наименование детеныша;3) название мяса животного;4) название помещения или пространства, связанного с животным;5) наименование лиц по отношению к животным;6) уменьшительные образования;7) уменьшительно-оценочные образования;8) увеличительные образования;9) притяжательные прилагательные;10) относительные прилагательные;11) глаголы со значением «производить на свет»;12) глаголы со значением «вести себя подобно тому, кто назван мотивирующим словом».Олень → (олениха, олененок, оленина, оленевод, оленище, олений).Не все конкретные парадигмы обладают типовым набором компонентов, но использование типовой парадигмы позволяет:1) выявить языковые лакуны – «пустые места» в словообразовательной и лексической системах;2) определить словообразовательный потенциал различных частей речи, лексико-грамматических разрядов и лексико-семантических групп;3) выявить дефектные парадигмы;4) спрогнозировать появление нового слова.
Термины и понятия: Морфемика. Словообразоние: Словарь-справочник. — Назрань: ООО «Пилигрим». Т.В. Жеребило. 2011.